Медиатизация истории [читается на английском и русском языках]

Share Button

Цикл учебного плана: профессиональный
Курс: 2, триместр: 4
Трудоемкость: 3 з.е. / 108 ч. / 24 ауд. ч.
Итоговый контроль: зачет

Аннотация

Курс "Медиатизация истории: вызовы, проблемы перспективы" посвящен рассмотрению так называемого «коннективного поворота» в современных исторических исследованиях, связанного с развитием информационных и масс-медийных технологий и приведшего к серьезным качественным переменам как в научной, так и в дискурсивной сторонах исторического знания.

Благодаря цифровой революции, обеспечившей универсальность доступа в медийную сферу, масс-медиа, с одной стороны, превратились во всемирную «сцену» для демонстрации разнообразного опыта, приобретенного в результате переживания конкретных исторических проблем, в пространство для массового создания и переработки исторических смыслов, значений и критериев интерпретации, переставших быть уделом «признанных» и традиционных исторических институций. С другой – сами медиа и медийные продукты стали выступать частью исторического дискурса, взяв на себя роль «мест памяти» и точек опоры для осознания и поддержания исторической идентичности.

Оставив в стороне собственно техническую сторону процесса взаимодействия истории и медиа, в рамках данного курса, на основе современных теоретических наработок и серии практических case-studies предполагается рассмотреть следующие проблемы: история и историческое знание в процессе перехода от традиционного, «упорядоченного» медиа-ландшафта к «стихийной медиа-экологии»; исторический «контент» - от «пассивного» потребления - к «культуре участия», новые источники (и в частности UGC, «user generated content»); методы работы с ними (перспективы использования «традиционных», привычных методик и новых, порожденных «цифровым веком»); масс-медийные ресурсы как «места памяти» и хранилища исторического опыта; частное и публичное в медиатизованной истории/памяти; варианты использования, «сетевая демократия» и ее риски. и др.

Преподаватели

Темы и разделы курса

  1. Историческая информация как элемент новой медийной культуры
  2. Историческое в медийных продуктах до-цифровой эпохи: вехи, типы, парадигмы, жанры
  3. Обновление статуса: «коннективный поворот» и дигитализация исторического (со)знания
  4. Виртуализация истории и историзация виртуальности: практики, функции, репрезентации
  5. Новые медиа как институт, поддержания преемственности и хранения опыта.
  6. «Сохранить как…»: Цифровые архивы и места памяти: преимущества и риски
  7. «История 2.0»: Эволюция потребления исторического контента
  8. Исторические маршруты блогосферы: тематика, сообщества, стратегии
  9. «Игра в историю»: компьютерные игры и (де)формация исторического сознания
  10. Историк и медиа: вызовы времени
  11. Историк в сетевом поле: варианты позиционирования.
  12. Медийные продукты и блогосфера как объект исследования
  13. Сетевая «история для всех»: итоги и ловушки