«Застава на семи холмах»: записки о фестивале исторической реконструкции в Чердыни

KnLCbc0ZXNQ
Share Button

В начале августа в г.Чердыни состоялась военно-историческая реконструкция «Застава на семи холмах». Выпускник магистратуры Петр Неплюев делится впечатлениями о прошедшем событии.

С наступлением пандемии фестивали исторической реконструкции, проходившие в России летом практически каждую неделю, стали редкостью. Реконструкторы второй год сталкиваются с отменами, переносами, часто это происходит в самый последний момент. На этом фоне фестиваль, прошедший в Чердыни 8-9 августа особенно ценен для всех любителей «живой истории», как посвященный концу XVII-первой половине XVIII в. Эта эпоха в современном российском реконструкторском движении далеко не так популярна, как Наполеоновские войны (по которой с середины 1980-х проходит крупнейший и старейший в России фестиваль на Бородинском поле) или Вторая мировая война. Любой фестиваль по ней – уже событие.

Что же такое историческая реконструкция для участников и  посетителей? Это два дня максимально приближенного к XVII-XVIII вв. быта с исключением многих привычных для нас вещей. Это аутентичная глиняная или деревянная посуда, сон в палатках образца XVIII в. (а ночи на севере Пермского края бывают холодные даже летом), учения, марши. Посетители знакомятся с бытом солдат Северной войны и гарнизонных частей, изучают европейскую униформу армий Петра I, знакомятся со скорописью XVIII века, настольными играми.

Финальным этапом фестиваля стал почти 10-километровый поход из Чердыни в село Покча в полном обмундировании (а это около 20-25 дополнительных килограммов на марше).

Может возникнуть вопрос для чего все это нужно участникам? За себя я могу сказать так: реконструкторское движение  увлекло меня еще вовремя обучения на магистратуре по Public History в ПГНИУ (2015-2017). Помимо эстетического удовольствия, важную роль играет т.н. «включенное наблюдение». Оно позволяет мне изнутри изучать мотивы участников (в том числе и свои собственные).

На данном этапе историко-культурный активизм (и реконструкция как его часть) стал темой моей кандидатской диссертации, а также фокусом в рамках проекта по изучению добровольных обществ в позднем СССР.

В фестивале приняли участие:

  1. Клуб «Бирские стрельцы» (Бирск, Башкирия).
  2. Клуб «Бретер» (Пермь).
  3. Клуб «Восточный рубеж» (Пермь) в униформе Тобольского гарнизонного полка, 1723-1724 гг.
  4. Клуб «Лейб-гвардии Преображенский полк, 1709 г.» (Москва и Санкт-Петербург).

YH8nSvGpOpE

JwbVwD_AajA

5FkV5iuxh54

m9ftSZW4TOE