Нарский И. В. Ансамбль народного танца «Самоцветы» как место памяти его (бывших) участников — Narsky I. V. Folk Dance Ensemble «Samotsvety» as a Place of Memory of its (Former) Participants
Аффилиация: Пермский государственный национальный исследовательский университет
DOI: 10.17072/978-5-7944-4056-0-146-162
Аннотация. В этой статье на примере танцевального ансамбля челябинских тракторостроителей будет рассмотрен всесоюзный процесс освоения руководителями и участниками художественной самодеятельности государственного проекта, который, в свою очередь, был нацелен на огосударствление их досуга. С привлечением концептов флюидного текста и культурной памяти самодеятельный ансамбль «Самоцветы» рассматривается как место памяти его участников. С этой целью в статье будут поочередно рассмотрены формы и содержание «парадных», аффирмативных воспоминаний о прошлых заслугах ансамбля и коммеморативные стратегии «проигравших», имена и заслуги которых не вошли в официальные тексты. Центральный тезис статьи состоит в том, что участники коллектива – и прославленные, и забытые нарративами о прошлом «Самоцветов» – в равной степени успешно осуществляли «приватизацию» государственного проекта художественной самодеятельности.
Ключевые слова: художественная самодеятельность, культурная память, место памяти.
Ссылка для цитирования: Нарский И. В. Ансамбль народного танца «Самоцветы» как место памяти его (бывших) участников // Правила игры на общественных началах. Власть и добровольные общественные организации в СССР 1960–1990-х гг.: коллективная монография / отв. ред. Г. А. Янковская; редкол.: Е. В. Матвеев, А. Р. Ехлакова, П. А. Неплюев. Пермь: Изд. центр Пермского государственного национального исследовательского университета, 2023. С. 146–162. DOI: 10.17072/978-5-7944-4056-0-146-162
Affiliation: Perm State University
Abstract. This article uses the example of the Chelyabinsk Tractor Plant dance ensemble to examine the Union-wide process of appropriation of the state project by the leaders and participants of amateur art activities, which in turn aimed at de-nationalization of their leisure time. Using the concepts of the fl uid text and cultural memory, the Samotsvety amateur ensemble is considered as a site of memory for its participants. To this end, the forms and contents of affi rmative memories of the ensemble’s past victories and the memory strategies of the «losers,» whose names and merits do not appear in the offi cial texts, are examined in turn. The central thesis of the article is that both the «winners» and the «losers» in the narratives about the past of the «Samotsvety» were equally successful in «privatizing» the state project of artistic amateur dance.
Key words: artistic amateur art, cultural memory, place of memory.
Citation link: Narsky, I. V. (2023) «Folk Dance Ensemble «Samotsvety» as a Place of Memory of its (Former) Participants», in Yankovskaya, G. A. & E. V. Matveev, A. R. Ekhlakova, P. A. Nepliuev (ed), Pravila igry na obshchestvennykh nachalakh. Vlast’ i dobrovol’nye obshchestvennye organizatsii v SSSR 1960–1990-kh gg. [Rules of the game on a voluntary basis. authorities and voluntary grassroots organizations in the USSR, 1960s–1990s.], Izdatel’skiy tsentr Permskogo gosudarstvennogo natsional’nogo issledovatel’skogo universiteta, Perm, Russia, pp. 146–162. DOI: 10.17072/978-5-7944-4056-0-146-162