Как писать заявку?
Весна – время студенческих конференций и грантовых конкурсов, многие из которых требуют написания предварительного абстракта или даже всей статьи целиком. Презентовать свое исследование кратко, сохранив при этом всю важность и изюминку, Вам помогут несколько советов от к.и.н., Алисы Клоц.
Перед тем как подавать заявку на конференцию или грант, следует подробно ознакомиться не только с описанием конференции\гранта, но и информацией об организации, которая приглашает к участию в конкурсе. Это поможет Вам оценить свои шансы и расставить акценты в заявке таким образом, чтобы она максимально соответствовала интересам организаторов.
Формы заявки у разных организаций могут отличаться, но чаще всего они содержат два компонента: описание проекта и биографическую информацию. Вы должны представить информацию о себе и своем проекте таким образом, чтобы убедить отборочную комиссии в том, что Ваше исследование значимо и что вы способны реализовать заявленное.
Заявка должна содержать следующие компоненты:
- Новизна работы: Что в Вашей работе такого, чего не было известно раньше?
Чтобы убедительно ответить на этот вопрос, заявка должна содержать анализ литературы и указать на существующий в ней пробел, который и заполняет Ваше исследование. Вы можете предложить свои ответы к уже заданным в литературе вопросам, используя новые источники, теории, методы или же предложить какие-то свои вопросы. Так как чаще всего объем заявки очень ограничен, историографический анализ должен быть кратким и концентрированным. Необходимо соблюдать баланс между «классическими» текстами и новейшими исследованиями, но приоритет отдавать последним. Знакомство с новейшей литературой показывает, что, во-первых, Ваша проблематика актуальна (см. Пункт 2) и, во-вторых, что Вы серьезный ученый, который отслеживает развитие научной дискуссии (см. Пункт 4). Библиографические ссылки можно указывать в сносках, отдельным списком или коротко упомянуть в Вашем тексте автора и название работы. В заявках на гранты иногда предлагается приложить отдельный библиографический список.
В заявке должны быть четко прописаны исследовательский вопрос и центральный тезис исследования. Здесь важна ясность изложения. Избегайте профессиональных жаргонизмов, сложных грамматических конструкций. Помните, что Ваш текст должен быть понятен ученым, не являющимся специалистами по Вашей теме. Если Ваш тезис не умещается в одно предложение, то нужно максимально последовательно изложить Вашу линию аргументации. Конечно, если Вы только начали работать над темой и просите финансирование, например, на работу в архивах, у Вас еще может не быть четко сформулированного тезиса. Тогда нужно предложить некую гипотезу, которая и будет вашим рабочим тезисом. Если в итоге Вы придете к каким-то другим выводам, ничего страшного. Главное, что нужно показать в заявке, – это то, что Вы видите определенную научную проблему и предлагаете какие-то новые способы ее решения.
- Актуальность работы: Зачем нам нужно знать то, о чем Вы пишите или знаменитый вопрос «So what?».
Ваше исследование должно быть погружено в некий академический контекст, который, желательно, не ограничивается Вашей областью\дисциплиной. Вам нужно показать, что Ваше исследование будет интересно не только Вам, а максимально широкой академической аудитории. Опять же, тут огромную роль играет владение актуальной научной литературой, так как именно через отсылки к академическим дискуссиям Вы можете показать значимость своей работы. Особенно ценятся исследования, которые делают некий теоретический вклад в развитие дисциплины\ научного поля.
- Достоверность результатов работы: Почему мы должны доверять результатам Вашего исследования?
Любой отборочной комиссии важно знать, каким образом Вы собираетесь доказывать свой тезис. В заявке нужно максимально четко прописать, какие источники Вы собираетесь анализировать, какими исследовательскими методами пользоваться. Необходимо обосновать хронологические и географические рамки исследования, выбор кейсов (если Вы пользуетесь методом кейс-стади). Если Вы подаете заявку на исследовательский грант, то Вам нужно четко прописать план работы с конкретными материалами. В заявке на конференции достаточно кратко охарактеризовать источники и методы.
- Надежность заявителя: Откуда мы знаем, что Вы справитесь с проектом, за который беретесь?
Ответ на этот вопрос особенно важен при подаче документов на грант, но и комиссии по отбору участников на конференции его учитывают. Чтобы убедить комиссию в своем научном потенциале, необходимо грамотно составить свое резюме или академическую биографию (в зависимости от того, что просят организаторы). Если Вы посылаете резюме (CV), важно сделать его «академическим» т.е. оставить только ту информацию, которая имеет отношение к Вашей научной деятельности: образование, участие в научных конференциях, публикации, владение иностранными языками и специализированными компьютерными программами. Не нужно включать в резюме опыт работы, если он напрямую не связан с научной деятельностью. Исключение стоит сделать только тогда, когда ваша профессиональная или активистская деятельность имеет отношенией к теме Вашего исследования. Академическая биография предполагает краткую характеристики Вашей научной деятельности, которая должна включать информацию о Ваших статусе (магистр, аспирант, научный сотрудник), аффилиации, сфере научных интересах, публикациях и исследовательском проекте. Когда Вы пишите о своих публикациях, не так важно их количество, как то, в каких журналах и сборниках они вышли. Вместо того, чтобы писать, что Вы автор десяти статей, лучше написать, что Вы автор статей, вышедших в таких-то журналах.
Какую бы заявку Вы не писали, помните, что первый абзац заявки самый важный. Он определяет, будут ли Вашу заявку читать дальше, насколько она будет интересна отборочной комиссии. Здесь нет универсального решения, но есть несколько традиционных способов «зацепить» читателя. Начните свою заявку с четко сформулированного парадокса, проблемного (не риторического) вопроса или оригинального тезиса. Если позволяет объем, «украсьте» Ваш первый абзац интересной цитатой из источника.
И главный секрет – делайте все заранее. Дайте тексту отлежаться, покажите его коллегам. Такая заявка всегда будет лучше, чем текст, написанный в последний момент.
Удачи!