Веб-история социума и его институтов (заочное обучение)
Цикл учебного плана: профессиональный
Курс: 2, триместр: 5, 6
Трудоемкость: 3 з.е. / 108 ч.
Итоговый контроль: зачет
Аннотация
Учебный курс «Веб-история социума и его институтов» разработан для магистерской программы по направлению «История» и предназначен для углубленного изучения веб-архивов как исторических источников и возможностей их использования в исследованиях.
Целью курса является представить возможности работы с веб-архивами при проведении исторических исследований, предложить краткий обзор исторических исследований, проведенных на основе использования ресурсов веб-архивов, а также рассмотреть инструментарий и методы проведения исследования в области веб-истории.
Курс предназначен для развития необходимых компетенций специалистов-историков, стимулирования их профессионального интереса к современной истории, истории веб-пространства, веб-архивным материалам. Задачами курса также является разработка методики анализа информационных ресурсов веб-архивов для ее использования в образовательных программах, адаптация существующих методов, этапов и технологий проведения исторических исследований на основе изучения материалов вэб-архивов.
В качестве важных итоговых компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся данного курса, выделены следующие:
· понимание устройства веб-архивов, знание основ современной цифровой инфраструктуры информационных ресурсов разного типа;
· развитое критическое мышление, умение находить информацию в веб-архивах и проверять ее, умение критически анализировать источники, средства и способы сбора и организации информации;
· владение на высоком уровне методами проведения исторического исследования, умение самостоятельно формулировать исследовательские цели и задачи и подбирать адекватные инструменты и методы для их достижения;
· владение расширенным диапазоном цифровых инструментов для организации и анализа данных;
· умение интерпретировать результаты, извлекать новое знание из полученной информации.
Курс разработан как проектно-ориентированный, чтобы студенты обучались на применении веб-архивов на практике, что предполагает в итоге освоения курса реализацию проекта, исследования, выполняемого студентом самостоятельно. При консультациях с преподавателетем студент ставит исследовательский вопрос, подбирает методику достижения поставленных целей и задач, реализует ее. В рамках проектной работы были предусмотрены различные уровни сложности используемой студентами методологии в зависимости от уровня подготовки студента. Так, например, методы моделирования и изучения индивидуальных записей были введены в курс в качестве базовых, предназначенных для всех студентов, а другие методы, как например, контент-анализ, сетевой анализ рекомендованы для студентов продвинутого уровня.
Преподаватели
Темы и разделы курса
- Введение. Веб-история как дисциплина
- Веб-архивирование как процесс: Проекты, уровни, стратегии
- Сбор, сохранение, документирование и обеспечение доступа к данным в жизненном цикле веб-архива
- Веб-история социума и его институтов: Обзор направлений исследований
- Предмет и источниковая база исследования
- Методы и инструментарий исследования