По кирпичикам: Как платформа Minecraft обогащает способы общения музеев с аудиторией
Minecraft — одна из самых успешных компьютерных игр в истории. Возможности игры позволяют создать из трехмерных блоков свой уникальный мир, который можно использовать не только для развлечений, но и для многих других целей. Так, студенты механико-математического факультета в честь 60-летия мехмата создали кампус Пермского университета в Minecraft. Виртуальная копия университетского пространства пришлась по душе не только учащимся, но и преподавателям.
Анастасия Порфирьева на страницах журнала «Музейный опыт» рассказывает о том, как популярная видеоигра помогает музеям взаимодействовать с публикой в эпоху пандемии и разговаривать со школьной аудиторией на одном языке.
Реалии 2020 года бросили вызов всем музеям и заставили искать новые способы обратиться к аудитории, внимательнее присматриваться к возможностям современных технологий. Рассмотрим несколько примеров сотрудничества музеев с Minecraft и использования принципов дизайна игры в образовательных целях.
Что такое Minecraft
Кажется, эта компьютерная игра — ровесница первых покемонов и «была всегда». На самом деле она появилась только в 2011 году. Она построена в жанре песочницы: игра предлагает большую свободу творчества и дает огромное пространство для преобразований и экспериментов. Практически, возможности здесь ограничиваются только фантазией и оригинальностью мышления участников. Minecraft, по аналогии с конструктором LEGO, даёт в распоряжение игрока трёхмерный мир, состоящий из кубов. Из этих блоков можно строить сооружения любой сложности. Механика игры позволяет создавать в ней весьма сложные логические схемы, что делает ее отличной экспериментальной площадкой для программистов и инженеров.
Интерпретации искусства
Британская галерея Тейт стала одним из первым музеев, прибегнувших к коллаборации с платформой в 2014 году. Разработчики создали Tate Worlds (Миры Тейт) со слоганом Art Reimagined for Minecraft (Искусство, переосмысленное для Майнкрафт). Похожая игра была создана для музея Лондона в 2016 году в честь 350-летней годовщины Великого Лондонского пожара, но отличие Tate Worlds в том что, там не только воссоздавалось какое-то реальное место (город или музей), но и были придуманы пространства, тематически вдохновленные известными картинами из коллекции музея. Эти пространства предлагали решать определенные задачи в виртуальной реальности. Этот проект, тесно переплетая музейную тематику с игровой подачей, не просто воссоздавал музей и коллекцию в виртуальном виде, но дал возможность участникам взаимодействовать со средой, изучать ее, узнавать, как были созданы наиболее значимые работы, что вдохновило художников и каков был контекст. Поиск ответов на эти и другие вопросы в формате игры делает процесс обучения незаметным и интересным. Таким образом, галерее Тейт удалось предложить своим юным посетителям возможность прикоснуться к искусству и изучить историю искусств в формате увлекательной и уже знакомой игры.
Платформа Minecraft позволяет организовывать семинары и практические занятия. Так, Музей дизайна в Атланте, США (MODA), в мае 2020 дал возможность всем желающим почувствовать себя дизайнерами, архитекторами и кураторами: участники должны были спроектировать и “построить” музеи онлайн. Таким образом можно было изучить, как работают музеи и смоделировать новые практики. В этой уникальной онлайн-среде молодые дизайнеры могли совместно создавать музейные экспозиции, попутно узнавая больше о “зеленой” архитектуре и городском дизайне, о кураторском процессе и дизайне выставки в многопользовательском сервере, открытом специально для сообщества MODA.
Обучение по блокам
Создатели Minecraft целенаправленно работают над тем, чтобы игру можно было использовать в образовательных проектах. В 2016 была выпущена Minecraft: Education Edition (Minecraft: Образовательное издание) — облегченная версия, разработанная специально для использования в школах. На этой платформе школьникам предлагается совместная работа с одноклассниками над общими проектами, возможность представить результаты проекта в классе, в игровой форме познакомиться с различными понятиями из архитектуры, строительства, инженерного дела, получить дополнительную информацию из самых разных областей знаний, в соответствии со своими запросами. Среди сильных сторон этого образовательного продукта разработчики называют: удобство для работы одно-временно в классе и в виртуальной реальности; готовые методические ресурсы, позволяющие преподавать самый широкий спектр предметов, включая историю, иностранные языки или экологию; возможность одновременно с образовательным процессом осваивать навыки работы в команде. И, конечно, навыки программирования. В апреле 2020 Венецианские музеи M9 и M-Children на основе Minecraft: Edu-cation Edition представили проект M9 edu CRAFT, который воссоздает образовательные маршруты в виртуально реконструированном музее по направлениям: ландшафт, робототехника путешествия+самоидентификация, взятым из разделов музея. Все четыре темы дают разные ракурсы для знакомства с историей 20 века. Например, маршрут, посвященный ландшафтам, показывает, как менялся пейзаж под влиянием экономических и социальных преобразований, а маршрут, объединяющий темы путешествия и национальной идентичности, предлагает исследовать, как на протяжении столетия под влиянием различных факторов менялась плотность и состав населения, социальные роли и семейный уклад, предлагается исследовать даже, как менялась форма тела и типажи лиц.
Ученики проходят разделы поэтапно: изучают информацию сначала по одному из них, чтобы ответить на вопросы и продвинуться к следующему. Проект, предназначенный для учеников начальных и средних классов, был создан специально для периода дистанционного обучения и до июня 2020 был доступен бесплатно.
Другой яркий пример образовательных возможностей платформы демонстрирует Музей дизайна в Атланте, MODA, о котором уже шла речь выше: в ноябре и декабре 2020 года он предлагает 9-14 летним пользователям двухдневные онлайн-лагеря — занятия полного дня на музейном сервере Minecraft, посвященные таким темам, как построение устойчивой городской экосистемы, или археология и инженерное дело на примере древних систем измерения времени (Стоунхендж и Набта Плайя). На занятии «Археология и инженерное дело» обещают затронуть те-мы дизайна и дизайн-мышления, поговорить о древних памятниках и о том, какую роль они выполняли, об астрономии, о том, что могло потребоваться, чтобы такие памятники можно было возводить. При этом детям и подросткам предстоит два дня работать в команде, да еще и онлайн. Разработчики занятий обращают внимание на то, что дополнительный навык, который приобретают участники, — моделирование способов решения настоящих проблем в виртуальной реальности.
После двух дней такого онлайн-лагеря доступ на платформу для участников сохранится, и они смогут продолжить работу над своим проектом и общение в этом виртуальном мире.
Инструмент культуры участия
В августе 2020 в популярной игре открылась копия музея-заповедника “Царицыно” с презентацией и экскурсиями онлайн. Менеджер проектов отдела внешних связей и партнерских программ Царицыно Александр Рашидов рассказывает:
“Идея «Царицыно в Minecraft» появилась весной во время самоизоляции. Основной драйвер развития музея-заповедника «Царицыно» — партиципаторность, и невозможность взаимодействовать с посетителями вживую вдохновила нас искать новые способы вовлечения аудитории в музейную деятельность. Нам пришла мысль поработать с геймерами — аудиторией, с кото-рой мы до этого никак не взаимодействовали. Мы выбрали Minecraft, потому что это одна из популярнейших игр во всем мире – в неё играют более 200 миллионов человек. А также потому, что в ней заложены широкие возможности для строительства самых разных зданий!
У нас совсем не было опыта в компьютерных играх, поэтому для строительства «Царицына» в Minecraft мы обратились к команде HSE Minecraft, к этому времени реализовавшей несколько громких проектов. Команда поддержала нашу идею и они стали соорганизаторами проекта. HSE Minecraft объединяет под своей виртуальной крышей студентов и абитуриентов всех кампусов Высшей школы экономики. Это развлекательная и образовательная платформа, благодаря которой у студентов есть возможность «посещать» здания университета, общаться и что-то делать вместе даже в период самой строгой изоляции. Проект HSE Minecraft создан студенческими организациями HSE Alma Mater, Movement, а также независимым пабликом Sправедливость. Руководители проекта: Роман Курочкин, Азизбек Тулаганов и Олеся Яковлева.
На первом этапе строительства музея-заповедника был готов Большой дворец, и 9 июля мы объявили открытый набор волонтеров для строительства всего архитектурного ансамбля. Мы получили 228 заявок на участие в создании виртуального дворцового комплекса, из них 112 человек стали волонтерами проекта. Это были игроки из разных городов России — Тулы, Старого Оскола, Пензы, Балашихи, Таганрога, Новосибирска, Ярославля, Тольятти и Москвы.
Процесс строительства был организован следующим образом: волонтеров поделили на команды, за каждой командой закреплялся свой участок, на котором велось строительство объектов. У каждой команды был свой капитан (как правило, самый опытный игрок), который координировал процесс строительства и сверял постройку с фотографиями фасадов и со спутника, а также с планами зданий.
Во время строительства наш экскурсовод провел для волонтеров проекта онлайн-экскурсию по музею-заповеднику, чтобы погрузить их в исторический контекст того места, которое они строили. Экскурсия набрала 17 201 просмотр.
За месяц благодаря нашим общим усилиям были построены Хлебный дом, Оперный дом, Малый дворец, Первый, Второй, Третий Кавалерские корпуса, храм иконы Божьей Матери «Живоносный источник», Фигурный мост, Виноградные ворота, Большой каменный мост через овраг, павильон «Миловида», свето-музыкальный фонтан и главный вход в парк.
В завершение мы устроили открытие виртуальной копии Царицына в Minecraft, с экскурсиями, лекциями от искусствоведа Сергея Хачатурова, египтолога Виктора Солкина и основателя Watt Battery Юрия Власова, а также концертами. Событие транслировалось в «Вконтакте» и на YouTube, трансляции посмотрели 3 163 человека. Проект вызвал достаточно широкий интерес аудитории, и о нем написали даже те СМИ, которые раньше никогда не писали о Царицыне — sports.ru и kanobu.ru. Более того, проект неожиданно заинтересовал лидеров мнений – информацией о строительстве Царицына в Minecraft поделились блогер по Minecraft Demaster (его аудитория 3,5 миллиона человек) и «главный хантер Рунета» Алена Владимирская.
Мы считаем, что основная польза проекта «Царицыно в Minecraft» — сделать музей доступным для тех, кто по разным причинам не может прийти в музей-заповедник лично, и что мы создали понятную и комфортную среду, в которой геймерам будет удобней знакомиться с музейным контентом.
Некоторое время после открытия «Царицына в Minecraft» мы не знали, как бу-дет жить проект дальше. Но недавно мы провели четыре экскурсии, которые транслировались ВКонтакте, и к нашему удивлению, проект по-прежнему вызывает интерес — экскурсии набрали 8854 просмотра. Поэтому в ближайшее время мы будем развивать проект и дальше”.
Идея создать виртуальную копию своей территории возникла и в музейном комплексе “Зарайский кремль” — единственном полностью сохранившемся кремле в Подмосковье.
Помимо самостоятельной прогулки по виртуальным улицам музея-заповедника, здесь также планируется организовать постоянные экскурсии.
Говорить на языке аудитории
В 2016 сотрудники Пермского краеведческого музея оформили экспозицию, посвящённую ископаемым Пермского края, в стиле Minecraft.
Таким образом музею удалось показать в реальности материалы, «аналогами» которых пользуются виртуальные строители. Благодаря интересу к игре, именно значки из Minecraft послужили исчерпывающими экспликациями. По крайней мере, для части аудитории.
Заведующий отделом социокультурной деятельности в Пермском краеведческом музее Сергей Островский так рассказывает о выставке «Блоки мира»:
«Выставка в Музее пермских древностей совсем небольшая – она занимает около 9 квадратных метров, но на мой взгляд очень удачная. Главная задача – рассказать детям о минералах понятным языком. Известно, что многие ребята любят собирать камешки, но еще больше детей играет в Minecraft. Это, наверное, такая возрастная особенность. Решив совместить геологию и Minecraft, мы получили практически стопроцентное попадание в интерес аудитории. На первый взгляд, в выставке нет этикеток – вместо них символы минералов и элементов из игры – те самые пиксельные квадраты, которые дети «майнкрафтовского возраста» считывают без труда. А для тех, кто «не в теме» есть обычные этикетки, просто они не бросаются в глаза. Это сделано специально – «спрятав» привычные этикетки, мы подталкиваем взрослых к разговору с детьми.
Поскольку в минералах и горных породах мы разбираемся лучше, чем в Майнкрафте, то при подготовке выставки мы обратились за помощью к главным специалистам по игре – провели несколько встреч с ребятами 6-9 лет, которые всё-всё-всё знают про этот игровой мир. Можно назвать это фокус-группами. После открытия тоже несколько раз встречались – обсуждали, что получилось. Уходить непосредственно на территорию Майнкрафта с выставочными и другими проектами сейчас модно, но мы об этом не думали».
Впоследствии опытом выставки «Блоки мира» воспользовался Кировский музейно-выставочный центр «Апатит».
Проекты, созданные в сотрудничестве с Minecraft, дают возможность аудитории, в особенности детям, исследовать почти любые концепции знакомым игровым способом. Знания не преподносятся «готовыми», а приобретаются самостоятельно в увлекательной и интерактивной форме. Именно такие способы обучения — самостоятельное получение и активное использование знаний в совместной деятельности — считаются наиболее эффективными в со-временной педагогике. Другие ценные аспекты — перспективы маркетинга и продвижения, выход к новой аудитории, возможность стать значимой для большого и дружного сообщества институцией.
Виртуальное представительство едва ли может передать самую сильную сторону музея — контакт с подлинниками, возможность оказаться в одном пространстве с артефактами искусства или науки. Однако «цифровая песочница» может оказаться действенным посредником в общении с аудиторией, и не только в период, когда музеи вынуждены ограничить прим посетителей.
Источники:
1) Manuel Charr, “How Museums Are Using Minecraft to Gamify Learning Experiences”
3) Report on how has changed the way museums communicate with their audience during the Covid-19 pandemic by Giulio Tommaso Alfarini
4) Музей дизайна в Атланте, MODA
5) Проект «Царицыно в Minecraft»