Янковская Г. А. Функционер в отставке: практики адаптации бюрократии Союза художников к переломным эпохам — Yankovskaya G. A. Retired Functionary: the Practices / Experience of Soviet Art-Bureaucracy Adaptation to Turning Points in Cultural Epochs

Share Button

Аффилиация: Пермский государственный национальный исследовательский университет

PDF

DOI: 10.17072/978-5-7944-4056-0-146-162

Аннотация. Многие представители мира советского изобразительного искусства одновременно выступали в роли функционеров, занимали влиятельные должности, определяли художественную политику, цензурировали работы коллег. Статусные искусствоведы – руководители академических институтов, редакторы официальных периодических изданий Союза советских художников составляли часть арт-истеблишмента. Они были облечены властью, находились на высоких позициях в социальной иерархии. Перестройка для многих из них стала временем выхода на пенсию или отставки с занимаемой должности. В периоды реформ и смены авторитетного дискурса трудности адаптации к пенсии усугубляются тем, что привыкать нужно в том числе и к новой политической конъюнктуре, к изменившимся институциональным правилам игры, мириться с тем, что рвутся сети коммуникаций, уничтожаются прежние иерархии. Это двойная отставка – по возрасту и по контексту.На примере сохранившейся переписки критика, историка искусств, академика Академии художеств СССР А.К. Лебедева с советскими официальными инстанциями и редакцией журнала «Искусство» анализируются его реакции на происходящие перемены в социальной жизни и в трактовках истории советского искусства. Письма в редакцию и властные инстанции демонстрируют стремление их автора отстаивать пошатнувшуюся репутацию, сопротивляться делегитимации своего профессионального статуса и репутации в публичном пространстве.

Ключевые слова: арт-бюрократия, А.К. Лебедев, журнал «Искусство», перестройка, советское искусство.

Ссылка для цитирования: Янковская Г. А. Арт-функционер в отставке: практики адаптации советской арт-бюрократии к переломным эпохам // Правила игры на общественных началах. Власть и добровольные общественные организации в СССР 1960–1990-х гг.: коллективная монография / отв. ред. Г. А. Янковская; редкол.: Е. В. Матвеев, А. Р. Ехлакова, П. А. Неплюев. Пермь: Изд. центр Пермского государственного национального исследовательского университета, 2023. С. 190–200. DOI: 10.17072/978-5-7944-4056-0-190-200

 

Affiliation: Perm State University

Abstract. Various actors, namely artists, critics and audience are presented on the soviet art-scene. A lot of them act as art-functionaries, who occupy high positions, determine art policies and censor their colleague’s texts. People, who are clothed with authority and take powerful formal and informal positions in the social hierarchy, experience diffi culties when are being retired. During the period of reforms and authority discourse change the adaptation problems seem to worsen due to the necessity of getting used to a new political conjuncture, broken institutional rules, severed communication connections and destroyed former hierarchies. It seems to be a double retirement both for age and for context. Based on the analysis of extant correspondence between a prominent art historian A.K.Lebedev and various soviet institutions as well as the editorial board of the magazine “Iskusstvo” (“Art”) the reactions of the former to the current social changes and to interpretations of history of the soviet art are studied. The above letters demonstrate Lebedev’s aspiration to advocate his damaged reputation in public and to resist the process of his professional status delegitimization.

Key words: art-bureaucracy, A. K. Lebedev, “Iskusstvo” (“Art”) magazine, Perestroika, soviet art.

Citation link: Янковская Г. А. Арт-функционер в отставке: практики адаптации советской арт-бюрократии к переломным эпохам // Правила игры на общественных началах. Власть и добровольные общественные организации в СССР 1960–1990-х гг.: коллективная монография / отв. ред. Г. А. Янковская; редкол.: Е. В. Матвеев, А. Р. Ехлакова, П. А. Неплюев. Пермь: Изд. центр Пермского государственного национального исследовательского университета, 2023. С. 190–200. DOI: 10.17072/978-5-7944-4056-0-190-200