Вещь — это больше, чем просто вещь

A thing is more than just a thing
Share Button

В этом году в рамках нашей магистратуры читается курс «Поэзия вещей: введение в материальную культуру» (“The poetry of things: an introduction of material culture”). Специфика этого курса заключается в том, что, во-первых, курс полностью читается на английском языке, а во-вторых, его ведет PhD, научный сотрудник Центра сравнительных и политических исследований (ПГНИУ) Еско Шмоллер (Jesko Schmoller). Еско – антрополог, в сферу его интересов входит антропология труда и материальная культура современной мусульманской молодежи. В рамках курса студенты не только знакомятся с зарубежными методами исследований в новом для них ракурсе антропологии, но и пробуют себя в роли антропологов, применяя различные антропологические методы на практике, например, для изучения нескольких предметов из музея истории Пермского университета. О том, что из себя представляет этот курс и какие цели ставит его автор, рассказывает Еско Шмоллер:

 

«A few weeks ago, the students of the public history MA programme and myself started out with a course named “The Poetry of Things”, which is supposed to give an introduction to material culture from the point of view of anthropology. After some initial exploration of objects from the university museum, where we tried to use all of our senses to gain new perspectives, we are now concerned more closely with theory. Different from the situation in Russia, anthropology is in the West a subject that aims for theoretical contributions to the discussion of all kinds of phenomena, sometimes coming closer to what some would consider to be cultural studies or even philosophy. I am myself quite impressed with the approach developed by British anthropologist Daniel Miller, who rejects both functionalism and representation, as he regards these as reducing objects to mere tools or symbols that refer to the individuals making use of them. His own approach is influenced by the ideas of Hegel, Marx and Simmel on objectification. Miller believes that we are all involved in creative processes, where we produce things, but we must not forget that the opposite is just as true: material objects are also producing us as people. This dialectical process, describing the production of culture, is well exemplified by the work of Nancy Munn about an aboriginal tribe in Australia and a group of island dwellers from Melanesia. Here, we see how people and things are engaged with one another, and the closer we look the more difficult it becomes to distinguish the two. Ultimately, we might argue that things also possess agency and there are indeed cultures that perceive of certain objects as subjects.

In the following weeks, we will test this approach with a variety of case studies: the reception of the Brazilian telenovela “Clone” in a small town in Kyrgyzstan, consumption in Moscow in the 1990s and pop culture among young people in Siberia. Then later, we will look at the exchange of objects in the age of exploration but also at global merchandise today. Eventually, we are going to speak about issues that are also of relevance for museum studies, such as repatriation, conservation and the difficulties of representing foreign cultures in a museum. I understand that the working language of the course presents a challenge for the students, but they are already working hard to overcome these difficulties. I am much looking forward to further intense discussions».


Перевод:

«Вещь — это больше, чем просто вещь.

Несколько недель назад студенты магистратуры «Теория и практика прикладных исторических исследований» и я начали курс под названием «The Poetry of Things» («Поэзия вещей»). Этот курс должен стать введением в материальную культуру с точки зрения антропологии. На начальном этапе мы исследовали экспонаты музея истории Пермского университета. В ходе их изучения мы пытались использовать все органы чувств, чтобы по-новому взглянуть на вещи, а затем перешли к изучению теории.
В отличие от ситуации в России, западная антропология — это дисциплина, направленная на внесение новых теоретических знаний в дискуссии о самых разнообразных феноменах, что часто приближает ее к культурологическим исследованиям или даже философии. Лично я был впечатлен подходом, разработанным британским антропологом Дэниеллом Миллером, который отказывается и от функционализма, и от теории репрезентации, так как считает, что эти теории воспринимают вещи всего лишь как инструменты или символы, вторичные по отношению к людям, которые их используют. Его собственный подход опирается на идеи Гегеля, Маркса и Симмела, конкретно — об объектификации. Миллер считает, что сегодня мы всё так или иначе участвуем в креативных процессах через создаваемые нами вещи. Однако нельзя забывать, что верно и обратное: материальные объекты точно также создают и нас, людей. Этот диалектический процесс, описывающий производство культуры прекрасно проиллюстрирован в работе Ненси Мунн о племенах аборигенов Австралии и островных жителей Меланезии. В этой работе мы видим как люди и предметы взаимодействуют между собой и чем ближе мы смотрим, тем сложнее их различить. В конечном счете мы можем сказать, что у вещей есть своя субъектность (agency) и существуют культуры, которые воспринимают вещи как субъекты отношений.
В последующие недели мы со студентами будем практиковать этот подход на примере ряда сюжетов: восприятие бразильской теленовеллы «Клон» в маленьком городке в Киргизии, консьюмеризм в Москве 1990-х гг., массовая культура среди молодежи в Сибири. Позже мы рассмотрим обмен вещами в эпоху географических открытий, а также в современную нам эру глобализации. Также мы поговорим о проблемах, имеющих значение и для музейных исследований: реституция и сохранение экспонатов, а также о сложностях репрезентации чужих культур в музее.
Я понимаю, что рабочий язык курса [английский] создает трудности для студентов, но они усиленно стараются их преодолеть. С нетерпением жду продолжения наших увлекательных дискуссий».

Текст (англ.): Еско Шмоллер.

Перевод (рус.): Петр Неплюев.

Редактура: Ксения Щукина.

В рамках курса обсуждалась монография Д. Миллера «Stuff«, 2010.

Также вы можете ознакомиться с рецензией Ф. Рамси (Phil Ramsey) на две книги Д. Миллера: «The Comfort of Things» и «Stuff» 2012 г.