Революция и культура. XX век
21-22 апреля 2017 г. в рамках «XII Колосницынских чтений» в Уральском федеральном университете имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) состоится Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Революция и культура. XX век».
2017 – год 100-летия российских революций – Февральской, свергнувшей монархию и взявшей курс на буржуазно-демократический путь развития, и Октябрьской, провозгласившей советскую власть, ликвидацию капитализма, переход к социализму и последующее строительство коммунизма. Существует широкий спектр оценок русской революции: от утверждения, что это была национальная катастрофа, которая привела к огромным потерям и установлению тоталитарного режима, до апологетических утверждений о том, что революция решала модернизационные задачи и была направлена на создание общества социальной справедливости. Несмотря на ожесточенную полемику вокруг данного вопроса, нельзя отрицать того факта, что социолистическая революция оказала колоссальное влияние на последующее развитие России и всего мира в XX веке.
Политические дискуссии продолжаются и вокруг так называемой «постмодернистской революции» конца XX века – августовских событий 1991 года, которые привели к крушению СССР и ликвидации мировой социалистической системы. Однако любая политичекая трансформация неизбежно приводит к революции культурной, влияя на дальнейшее развитие социально-культурной сферы, систему управления, появление новых форм культурного творчества. В этой связи неизбежно возникают такие вопросы:
- Насколько способна революция и ее идеи мобилизовать общество на культурное строительство?
- Какова роль творческой интеллигенции в этом процессе?
- Как репрезентуются политические идеи и мифы в сфере культуры и искусства?
- Как трансформируются взаимоотношения власти и культуры?
- На что направлены социокультурные проекты революционной эпохи?
- Способна ли социальная активность общества и каждого конкретного человека по-новому «открыть» духовные, мировоззренческие ориентиры, не потерявшее свои прежние значения вместе с ушедшей эпохой?
Предполагаемые направления работы
I. Пролетарское государство и его культурная политика
1. Интеллигенция и революция.
2. План «монументальной пропаганды».
3. Революция и трансформация городской среды.
4. Судьба коллекций на сломе эпох.
5. «Важнейшее из искусств». Власть и кино.
6. Социокультурные проекты 1920-х гг. («Пролеткульт», ЛЕФ и др.).
7. Культура русской эмиграции.
II. Мифологемы Революции 1917 г. и их социокультурные репрезентации
1. Праздник как опыт конструирования новой социальной реальности.
2. Массовая песня революционной эпохи.
3. Реальность и мифотворчество в советской литературе.
4. Авангардистские тенденции в изобразительном искусстве 1920-х гг.
5. Театр эпохи Революции.
6. Советский киноавангард.
7. Рождение и развитие отечественного джаза.
III. «Культурная революция» в новой России (1990-е гг.): от тоталитаризма к демократическому обществу
1. Власть и культура. Социокультурный контекст эпохи демократии (1990-е-2000-е гг.).
2. «Следы» советизма в современной российской культуре.
3. Информационная революция и виртуализация культуры.
4. «Новая волна» в театральной культуре.
5. Кинематограф «массовый» и «артхаусный».
6. Новые тенденции в изобразительном искусстве.
7. Электронная революция в музыкальной культуре.
IV. «Культурные революции» в разных странах и континентах
Желающим принять участие в конференции необходимо до 20 марта 2017 г. прислать заявку на участие, включающую сведения о докладчике, форме участия , до 3 апреля 2017 г. — текст доклада (от 4 до 7 стр.), на электронную почту kolosnicinskye_2017@mail.ru. По итогам конференции будет издан печатный сборник материалов с присвоением индекса ISBN и постатейной индексацией в РИНЦ. Для участников конференции публикация бесплатна.
Требования к оформлению текста: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, все поля 2 см. Ф.И.О. автора прописными буквами в правом верхнем углу, ниже – название вуза и города строчными буквами. Библиографические ссылки в тексте статьи даются в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке литературы [1, с. 6–7]. В имени файла нужно указать фамилию автора и вид документа. Например: Иванов_Заявка.doc, Иванов_Доклад.doc.
Заявка:
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
|
Образовательная организация / место работы (учёбы) |
|
Факультет / кафедра / специализация |
|
Должность / курс, год магистратуры (аспирантуры) |
|
Ученая степень, звание (при наличии) |
|
Город |
|
|
|
Контактный телефон |
|
Форма участия (очная, заочная) |
|
Тема выступления |
Образец оформления статьи:
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Иванов И.И.
Аннотация
Краткая информация, отражающая основное содержание статьи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Текст статьи.
Литература
1. Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10. – С. 76–86.
2. Crawford P.J., Barrett Т. P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref. Libr. 1997. Vol. 3. № 58. P. 75-85.
3. Иванов В. И. Рацион питания индустриальных рабочих Урала 1920-х – 1930-х годов. – 2-е изд. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. – 412 с.
4. Лосева Л. Г. К вопросу об оформлении ссылок на интернет-источники // Манускрипт: международный науч. интернет-журн. 21.10.03. – URL: http://www.manus.ru/reader.aspnomers 366 (дата обращения: 12.03.16).
5. Марфушин Д.М. Разработка типовых примеров оформления списков литературы // Актуальные вопросы библиографии: тезисы докл. Всерос. конф. (Новосибирск, 11-12 сент. 2016 г.). – Новосибирск, 2000. – С.125–128.