Революция и культура. XX век

КОНФЕРЕНЦИИ(26)
Share Button

21-22 апреля 2017 г. в рамках «XII Колосницынских чтений» в Уральском федеральном университете имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) состоится Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Революция и культура. XX век».

2017 – год 100-летия российских революций – Февральской, свергнувшей монархию и взявшей курс на буржуазно-демократический путь развития, и Октябрьской, провозгласившей советскую власть, ликвидацию капитализма, переход к социализму и последующее строительство коммунизма. Существует широкий спектр оценок русской революции: от утверждения, что это была национальная катастрофа, которая привела к огромным потерям и установлению тоталитарного режима, до апологетических утверждений о том, что революция решала модернизационные задачи и была направлена на создание общества социальной справедливости. Несмотря на ожесточенную полемику вокруг данного вопроса, нельзя отрицать того факта, что социолистическая революция оказала колоссальное влияние на последующее развитие России и всего мира в XX веке.

Политические дискуссии продолжаются и вокруг так называемой «постмодернистской революции» конца XX века – августовских событий 1991 года, которые привели к крушению СССР и ликвидации мировой социалистической системы. Однако любая политичекая трансформация неизбежно приводит к революции культурной, влияя на дальнейшее развитие социально-культурной сферы, систему управления, появление новых форм культурного творчества. В этой связи неизбежно возникают такие вопросы:

  • Насколько способна революция и ее идеи мобилизовать общество на культурное строительство?
  • Какова роль творческой интеллигенции в этом процессе?
  • Как репрезентуются политические идеи и мифы в сфере культуры и искусства?
  • Как трансформируются взаимоотношения власти и культуры?
  • На что направлены социокультурные проекты революционной эпохи?
  • Способна ли социальная активность общества и каждого конкретного человека по-новому «открыть» духовные, мировоззренческие ориентиры, не потерявшее свои прежние значения вместе с ушедшей эпохой?

Предполагаемые направления работы

I. Пролетарское государство и его культурная политика

1. Интеллигенция и революция.

2. План «монументальной пропаганды».

3. Революция и трансформация городской среды.

4. Судьба коллекций на сломе эпох.

5. «Важнейшее из искусств». Власть и кино.

6. Социокультурные проекты 1920-х гг. («Пролеткульт», ЛЕФ и др.).

7. Культура русской эмиграции.

II. Мифологемы Революции 1917 г. и их социокультурные репрезентации

1. Праздник как опыт конструирования новой социальной реальности.

2. Массовая песня революционной эпохи.

3. Реальность и мифотворчество в советской литературе.

4. Авангардистские тенденции в изобразительном искусстве 1920-х гг.

5. Театр эпохи Революции.

6. Советский киноавангард.

7. Рождение и развитие отечественного джаза.

III. «Культурная революция» в новой России (1990-е гг.): от тоталитаризма к демократическому обществу

1. Власть и культура. Социокультурный контекст эпохи демократии (1990-е-2000-е гг.).

2. «Следы» советизма в современной российской культуре.

3. Информационная революция и виртуализация культуры.

4. «Новая волна» в театральной культуре.

5. Кинематограф «массовый» и «артхаусный».

6. Новые тенденции в изобразительном искусстве.

7. Электронная революция в музыкальной культуре.

IV. «Культурные революции» в разных странах и континентах

Желающим принять участие в конференции необходимо до 20 марта 2017 г. прислать заявку на участие, включающую сведения о докладчике, форме участия , до 3 апреля 2017 г. – текст доклада (от 4 до 7 стр.), на электронную почту kolosnicinskye_2017@mail.ru. По итогам конференции будет издан печатный сборник материалов с присвоением индекса ISBN и постатейной индексацией в РИНЦ. Для участников конференции публикация бесплатна.

Требования к оформлению текста: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, все поля 2 см. Ф.И.О. автора прописными буквами в правом верхнем углу, ниже – название вуза и города строчными буквами. Библиографические ссылки в тексте статьи даются в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке литературы [1, с. 6–7]. В имени файла нужно указать фамилию автора и вид документа. Например: Иванов_Заявка.doc, Иванов_Доклад.doc.

 

Заявка:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Образовательная организация / место работы (учёбы)

Факультет / кафедра / специализация

Должность / курс, год магистратуры (аспирантуры)

Ученая степень, звание (при наличии)

Город

E-mail

Контактный телефон

Форма участия (очная, заочная)

Тема выступления

 

Образец оформления статьи:

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

Иванов И.И.

Аннотация

Краткая информация, отражающая основное содержание статьи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Текст статьи.

Литература

1.​ Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10. – С. 76–86.

2.​ Crawford P.J., Barrett Т. P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref. Libr. 1997. Vol. 3. № 58. P. 75-85.

3.​ Иванов В. И. Рацион питания индустриальных рабочих Урала 1920-х – 1930-х годов. – 2-е изд. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. – 412 с.

4.​ Лосева Л. Г. К вопросу об оформлении ссылок на интернет-источники // Манускрипт: международный науч. интернет-журн. 21.10.03. – URL: http://www.manus.ru/reader.aspnomers 366 (дата обращения: 12.03.16).

5.​ Марфушин Д.М. Разработка типовых примеров оформления списков литературы // Актуальные вопросы библиографии: тезисы докл. Всерос. конф. (Новосибирск, 11-12 сент. 2016 г.). – Новосибирск, 2000. – С.125–128.