«Изучая Public History: методы, сложности, перспективы»

public-history-summer-school-poster-
Share Button

В июне 2021 г. прошла очередная международная летняя школа по публичной истории, организуемая Институтом истории Вроцславского университета. Выпускник магистратуры Петр Неплюев делится впечатлениями о прошедшем событии.

«С 7 по 11 июня во Вроцлаве проходила 4-ая ежегодная международная школа по публичной истории. Для меня это была уже вторая школа и в этом году я выступал с докладом о Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы по материалам Пермской области. Как и в прошлом году, из-за пандемии, вся конференция проходила онлайн, что, впрочем, не делало ее проблематику менее острой. В течение пяти дней, участники конференции представляли свои исследования и проекты, охватывая практически все аспекты того, что мы сегодня называем Public History. Среди поднимаемых тем были методология публичной истории; память и практики коммеморации в СССР, на постсоветском пространстве и других странах мира; место истории в видеоиграх и фильмах; устная история; историческая реконструкция; музейные экспозиции как исторический источник и многие другие.

На мой взгляд, одним из ключевых вопросов конференции стала проблема публичной истории за рамками Public History — направления, институализированного в Великобритании и США в 1970-е годы. Можно ли говорить о публичной истории или ее признаках до 1970-х годов? Могли ли элементы публичной истории проявляться за пределами Великобритании и США? Могла ли, например, Коммунистическая Хоровая Драма (Communist Choral Drama) в Италии 1940-1950-х быть явлением, во многом смежным с публичной историей? На эти вопросы мы едва ли можем ответить категоричным «да» или «нет». И, таким образом, перед Фото (1)нами открывается огромное поле для дискуссий.

Сам запрос «снизу» на доступную и понятную историю в 1960-е стал главным катализатором появления такого направления исторической науки как Public History. Но тот же запрос, независимо от США и Великобритании, существовал и в Италии, и в десятках других стран мира. В Советском Союзе, с его глубокими краеведческими традициями, запрос на историю «снизу» в 50-1960-е привел к появлению масштабного просветительского движения по популяризации истории, охране памятников, изучению регионального исторического наследия. И это знание позволяет нам вступить в более широкую дискуссию о том, был ли Советский Союз уникальным, обособленным проектом, непохожим на мировое сообщество или же частью этого сообщества, со схожими процессами и культурным кодом. Стоит ли вообще говорить о «советском», как о чем-то независимом и не имеющим аналогов? Возможно, эта дискуссия даст нам множество новых и захватывающих направлений для исследования.»

Ознакомиться с программой школы и абстрактами можно по ссылкам.

Напомним, что в прошлом году Пермский университет на школе представляли Петр Неплюев и магистрантка историко-политологического факультета Наталья Субботина. Более подробно о итогах летней школы в 2020 г. можно узнать по ссылке.