Античность в музее истории Пермского университета

Безымянный
Share Button

В музее истории Пермского университета хранятся визуальные пособия по изучению истории и культуры Древней Греции и Древнего Рима под редактурой С.О. Цыбульского (1858-о.1933), отечественного филолога и специалиста по древним языкам. Таблицы посвящены многим аспектам античной культуры: от одежды до римского военного искусства. Таблицы выпускались вместе с учебными пособиями, которые, по сути, представляют собой механизм репрезентации материала не только в лекционной форме, но и через его визуализацию.IMG_2627

Данные таблицы рассказывают об особенностях античного театра: об устройстве и планировке сцены, особенностях драматической игры актеров, использовании различных реквизитов (костюмы, маски, музыкальные инструменты, декорации и т.п.). Античные драматурги, такие как Эсхил (525-456 гг. до н.э.), Софокл (496/495-406 гг. до н.э.), Еврипид (480-е-406 гг. до н.э.) – отцы греческой трагедии, Аристофан (444-о.380-х гг. до н.э.) – отец античной комедии, Менандр (342-291 гг. до н.э.) и др. по сей день актуальны у читателей и режиссеров.

7AKaNo-zCqoОсобенностью театрального представления античности было использование масок для выражения эмоций персонажей. Актеры в течение представления меняли маски-эмоции в соответствии с настроениями героев. В основной экспозиции музея истории Пермского университета представлено несколько масок-эмоций.

Античный театр появился примерно в VI в. до н.э. и отличался не только игрой актеров, но и самим ходом представления. Театральные представления длились в течение всего дня (обычно по 3-4 дня), показывалось сразу несколько произведений подряд. Часто это было приурочено к религиозным фестивалям и праздникам, например, в честь Диониса или Асклепия. Посетить представление мог любой житель полиса, оплативший входной билет (на ранних этапах существования театра вход был бесплатным). Существовали также vip-места для аристократии и особо значимых гостей полиса. Представление в античном театре сопровождалось шумом: разговорами, активным выражением эмоций по поводу представления или игры актеров и звуками потребляемой пищи, которую зрители часто приносили с собой, т.к. представления шли без перерывов, а покинутое место могло быть занято другим человеком.

IMG_2700Сами театры представляли собой полукруглые уходящие кверху ряды сидений, в самом низу на круглой площадке – орхестре – размещалась сцена, где происходило основное действо. В более поздние периоды к орхестре добавилась скена, где переодевались актеры.

Еще несколько интересных особенностей античного театра:

  • число актеров, исполняющих представление, не могло превышать трех вне зависимости от количества героев в драме;
  • все роли исполнялись мужчинами (включая женские);
  • хор – полноправный участник представления;
  • существовала иерархия актеров и драматургов, и архонты, т.е. выбранные представители полиса, управленцы, распределяли актеров, одобряли драматические произведения, выбирали судей и т.п.;
  • в некоторые периоды истории вход на представления был бесплатным или оплачивался казной;
  • сейчас существуют сообщества, занимающиеся реконструкцией античного театрального представления на древнегреческом языке.

ar02Драматическое искусство – особый институт античной культуры, а театры – неотъемлемый атрибут любого полиса. Значение его было столь велико, что театр являлся одним из терапевтических методов лечения в Греции и Риме, а на территории святилищ и храмов Асклепия, греко-римского героя/бога-целителя и покровителя искусства медицины, или вблизи их часто можно найти остатки античных театров. Например, отдельный театр был выстроен во второй половине IV в. до н.э. в самом крупном экстрамуральном святилище Асклепия в Эпидавре, где ежегодно проводился театральный фестиваль в его честь. Собственный театр также существовал в святилище Асклепия в Пергаме и других античных полисах. В Афинах один из храмов Асклепия находился прямо за театром Диониса.

О роли музыки, театра и драмы в сакральной медицине и об их значении в культе Асклепия Вы можете прочитать в статьях А.М. Робинсон («The cult Asclepius and the theatre») и К. Хартигана («Drama and healing: ancient and modern») и в монографиях Л. Винничук («Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима») и Г.Д. Харта («Asclepius: the god of medicine»).

Hart G.D. Asclepius: the god of medicine. L.: Royal society of medicine press, 2000. xx, 262 p.

Hartigan K. Drama and healing: ancient and modern // Health in Antiquity / ed. H. King. L.; N.-Y.: Taylor & Francis group, 2005. P. 162-179.

Robinson A.M. The cult Asclepius and the theatre // Educational theatre journal. Baltimore: Johns Hopkins university press, 1978. Vol. 30. № 4. P. 530-542.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / пер. с польск. В.К. Ронина. М: Высшая школа, 1988. 486 с.

Каллистов Д.П. Античный театр. Л.: Искусство, 1970.

Савельев А.Е. Культура Древней Греции. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008.

Цыбульский С.О. Римский дом. Объяснительный текст к XI «Таблице для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей». СПб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1902. 42 с.

Ярхо В.Н. Античная драма: технология мастерства. М.: Высшая школа, 1990.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М.: Наука, 1979.