Гражданин или солдат?
“Campus Martius, или Как стать гражданином Пермского университета” – проект Музея истории Пермского университета, ставший одним из победителей конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” Благотворительного фонда Владимира Потанина 2016 года в номинации «Музейный дизайн». Главной темой проекта являются античные коллекции Музея истории Пермского университета, а смысловым ядром — античная идея полиса как гражданского коллектива. В ходе реализации проекта его команда постепенно рассказывает о различных аспектах гражданской культуры античности. Мы уже публиковали материал о том, что ел афинский гражданин на завтрак. Теперь расскажем немного об одной из главнейших обязанностей греческих и римских граждан — военной службе.
Нелегко найти человека, который ни разу бы не слышал словосочетание «римский легион». Под влиянием многочисленных сериалов, фильмов, игр и книг мы легко представляем себе стройные центурии (100 чел.), когорты (500 чел.) и легионы (около 5000 чел.), покорившие половину мира. Пластинчатая броня (lorica segmentata), характерный шлем с нащечниками, развевающийся красный плащ, все это умноженное в 5000 раз, — и вуаля, получается то, что всплывает в нашей памяти, когда мы слышим слово «легион». Во главе этого великолепия — командир на коне в шлеме с плюмажем и знаменосец (хотя больше подошел бы «штандартоносец»), несущий гордого римского орла. Однако, представленный образ — это скорее романтизированное (и не всегда точное) отображение армии имперского периода. Республиканские и имперские реалии несут некоторые существенные отличия. В первую очередь, римский легион — это не просто эффективная боевая единица, но и символ социальной политики римского государства, особенно в республиканский период.
Начать стоит с роли армии в римском обществе. Сразу отмечу, что влияние ее было огромным, определяющим такие аспекты, как социальное устройство и само понятие «гражданственности». Тотальные перемены начались в V в. до н.э. В 509 году до н.э. случилось долгожданное событие римской истории: из Рима (к радости его жителей) был изгнан последний царь и царская династия, правившая почти 200 лет пресеклась. Это не значит, что сразу на смену монархии пришла демократия. Следующими царями Рима на какое-то время стали консулы (сотоварищи). Да, их было двое; да, они сменялись каждый год по итогам всеобщего голосования, но в течение этого года их власть была почти абсолютной в вопросах войны, мира, суда и политики. Достаточно было договориться между собой. Тем не менее, уже сам факт разделения этой власти ослаблял их, открывая дорогу для увеличения полномочий Сената, который был своеобразным аналогом современных парламентов, набиравшийся из представителей 300 самых родовитых семей Рима и носивший при царях исключительно совещательную функцию.
Вместе с ослаблением власти двух монархов больше влияния обрели не только аристократические семейства, но и «простые граждане» — земледельцы и даже те, кто земли не имел, но все равно оставался гражданином. Так же как и в Древней Греции именно из таких граждан-землевладельцев и формировалась армия (так называемое гоплитское ополчение), что давало им значительное влияние над государственной властью. Сам механизм этого влияния чрезвычайно прост. В Римской республике сама идея профессиональной армии, которая получает снаряжение и содержится за счет государства, появилась лишь в I веке до н.э., связано это было с ее профессионализацией и общнищанием римского гражданского населения в следствии чреды гражданских войн и кризисов, которые окончились переходом от Республики к Res publica restituta, более известной как Принципат Августа, или Римская империя. До этого, как и в Древней Греции, каждый гражданин-солдат жил на своем довольстве, имел собственное снаряжение и был менее зависим от государства. Само положение в армии, как правило, определялось уровнем достатка гражданина, а именно тем, какое снаряжение он мог себе позволить. В римском обществе даже появилось отдельное сословие — эквиты (или всадники), стоящие на ступень ниже аристократов-патрициев, но выше многих свободных землевладельцев. Как нетрудно догадаться, свое название они получили, потому что могли позволить себе помимо снаряжения купить боевого коня. Именно из них формировалась достаточно немногочисленная римская конница.
Однако то, что было силой для государства, существовавшего в пределах Апенинского полуострова, стало слабостью, когда в результате завоевательных походов границы Римской республики расширились.Врагами стали не соседние племена, а жители Африки, Испании, Малой Азии. Походы, на время которых землевладелец оставлял свою землю, длились не недели как раньше, а месяцы и годы. Множество хозяйств разорялось и скупалось патрициями. Разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Рим богател, но многие его жители беднели. Пытаясь исправить ситуацию, Гай Марий провел военную реформу превратив римскую армию из ополчения (чем она по сути и была) в профессиональное войско, в котором снаряжение и довольство солдат ложилось на плечи государства и, в большей степени, полководца. Это, в свою очередь, привело к тому, что в армию могли попасть те, кто не имел достаточно средств на собственное снаряжение, но они сражались не за Римскую республику и ее идеалы, а за своего полководца (или императора), который платил им жалование и обеспечивал военную добычу.
За развитием проекта можно следить на:
- нашем сайте;
- в группах проекта в социальных сетях в Vk и Fb;
- на едином сайте музеев ПГНИУ.
Текст: Петр Неплюев
Редактура: Ксения Щукина