Ромашова Мария Владимировна

Share Button

Кандидат исторических наук, доцент кафедры междисциплинарных исторических исследований, директор Музея истории Пермского университета, старший научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований

Контакты

E-mail: romasha09@gmail.com
Телефон: +7 (342) 239-65-92
Часы консультаций:
Сайты и соцсети: vk.com/mvromashova

Научные интересы

история возраста и взросления; музейный маркетинг; музейная аудитория; визуальная антропология; история повседневности; устная история; старость и старение в советском обществе

Грантовые проекты и стажировки

  • РГНФ «Пожилые и старые люди в советском обществе 1940-1960-х годов: нормативные образы и повседневные практики (по материалам Молотовской и Свердловской областей)», проект №15-11-59003, руководитель проекта, 2015-2016
  • Transnational training program for educators from the field of formal and non-formal education “Human rights education and historical learning at memorials to mass atrocities“ (Lower Saxony Memorials Foundation/Bergen-Belsen Memorial / Germany; Auschwitz-Birkenau State Museum / Poland; International Youth Meeting Centre in Oświęcim / Poland; Memorial Center for the History of Political Repression Perm-36 / Russia), апрель – декабрь 2014 (Освенцим (Польша), Целле (Германия), Пермь (РФ)
  • РГНФ "Университет и сообщества: европейский опыт и российские практики", №13-03-00060а, исполнитель, 2013-2016
  • РГНФ «Ребенок в изменяющейся России ХХ века: образы детства, повседневные практики, “детские тексты”», проект № 11-01-00345а, исполнитель, 2012-2013
  • Музейная стажировка, Франция, Париж, Российский комитет Международного Совета музеев, ноябрь 2011
  • РГНФ. Всероссийская научная конференция (с международным участием) «Антропология советской школы: культурные универсалии и провинциальные практики», 10-06-82682г/У, руководитель проекта, 2010.
  • ACLS short-term grant, project «Children’s animation of the Stalin era: historical, cultural, visual and anthropological aspects of research» (2010-2011).
  • Музейная стажировка, Государственный Русский музей, февраль 2010, отдел художественных музеев России
  • Научно-образовательный проект Европейского университета в Санкт-Петербурге «Вызовы времени и преподавание истории в высшей школе», 2008-2009
  • Международный проект «Alternative Culture Beyond Borders: Past and Present of the Arts and Media in the Context of Globalization» (Open Society Institute’s Regional Seminar for Excellence in Teaching (ReSET) program), 2007-2010
  • Gerda Henkel Stiftung, Dusseldorf, AZ 22/SR/06 «Childhood and Stalinism: Soviet projects and practices of 1945-1953» (2006-2008)
  • Благотворительный фонд В.Потанина, программа «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Campus Martius, или как стать гражданином Пермского университета»; Проект – победитель премии UMAC AWARD 2018 (международный комитет университетских музеев и коллекций ИКОМ) (2016-2017)
  • Стажировка в музеях НИУ Томский государственный университет в рамках конкурса "Музейный десант" благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда В.Потанина 2018 г.
  • Участие в программе обменаErasmus+ Staff mobility for Teaching (the Manchester Metropolitan University, UK)
  • XI Международная байкальская школа социальных исследований «Рабочие языки памяти», Центр независимых социальных исследований и образования, Иркутск-Хужир
  • Transnational training program for educators from the field of formal and non-formal education “Human rights education and historical learning at memorials to mass atrocities“ (Lower Saxony Memorials Foundation/Bergen-Belsen Memorial / Germany; Auschwitz-Birkenau State Museum / Poland; International Youth Meeting Centre in Oświęcim / Poland; Memorial Center for the History of Political Repression Perm-36 / Russia), (Освенцим(Польша), Целле(Германия), Пермь(РФ)

Публичная деятельность

  • Приглашенный преподаватель Международной школы для преподавателей гуманитарного цикла «Формирование гражданственности на основе изучения ключевых проблем истории России XX века» (Мемориальный центр «Пермь-36», февраль-март 2012)
  • Организатор фестивалей «Ночь в университете», «Ночь музеев» в ПГНИУ

Избранные публикации

  1. «Раздельное обучение себя не оправдало?!...»: из социальной истории советской школы// Исторический вестник университетов Любляны и Перми/ под ред. И.К. Кирьянова и Б. Репе; Ун-т в Любляне; Перм. гос. ун-т – Ljubljana –Пермь, 2007. С. 95-102.
  2. Журнал «Работница» как источник по истории советского детства (1945-1953 гг.)// Источниковедческие исследования/ Отв. ред. А.О. Чубарьян; Сост. Т.В. Гимон. М.: ИВИ РАН, 2008. Вып. 4. С. 154-171.
  3. Исключение из правил: советские детские дома в послевоенное десятилетие // Астафьевские чтения (ноябрь, 2008). Время «Веселого солдата»: ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь, 2009. С. 275-286.
  4. Вещи и слова советского детства 1940-1950-х гг.: провинциальное измерение// Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. М.-Тверь: Научная книга, 2008. С. 207-216. (Труды семинара РГГУ «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 1)
  5. Визуальные маркеры города: к вопросу формирования городской идентичности// Вестник Пермского университета. Серия Политология. 2010. Вып. 4 (12). С.56-64. (В соавторстве с К.А.Пуниной)
  6. Казус «Феди Зайцева»: некоторые аспекты исследования школьного мира в советской анимации// Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб.ст. Пермь, 2010. С. 291-299.
  7. От истории анимации к истории детства в СССР: постановка проблемы// Вестник Пермского университета. Серия История. 2011. Вып. 3 (17). С. 114-119.
  8. Локальная идентичность: город как среда, объект и институт формирования идентичности// Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций. М., 2012. С. 215-235 (в соавторстве с К.А. Пуниной)
  9. Трудовое взросление в СССР в 1940-х гг.// Власть. 2012. № 10. С. 187-190.
  10. Занимательное источниковедение: история детства// Вестник Пермского университета. Серия История. 2012. Вып. 3 (20).
  11. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события// Вестник Пермского университета. Серия История. 2013. Вып. 2 (22). С. 108-115.
  12. Детство 1940-1950-х годов: повседневность и воспитание// Вопросы воспитания. 2013. № 2 (15). С. 36-47.
  13. Проблемы изучения анимации в контексте российской истории детства// «Гуляй там, где все». История советского детства. Опыт и перспективы исследования. М., 2013. С. 28-35
  14. Lenin’s Cohort: The First Mass Generation of Soviet Pensioners and Public Activism of the Khrushchev’s Era// Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2018. 3(19). 573-597. (with Alissa Klots)
  15. Мировая история старения: от античности к современности// Вестник Пермского университета. Серия История. 2017. Вып. 1 (36). С. 189-197.
  16. Женсоветы и общественный активизм старшего поколения в эпоху «оттепели»// После Сталина. Реформы 1950-х годов в контексте советской и постсоветской истории. М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2016. С. 561-569.
  17. Университетский музей: проблемы управления и развития// Ars Administrandi (Искусство управления). 2015. № 3. С. 129-136.
  18. «Дефицитная» бабушка: советский дискурс старости и сценарии старения// Новое литературное обозрение. 2015. № 3 (133). С. 55-65.
  19. Университет и город: технологии формирования имиджа (случай Перми)// Лабиринт. 2015. № 2. С.83-93. (в соавторстве с К.А.Пуниной)

Дисциплины