Янковская Галина Александровна
Доктор исторических наук, доцент,
директор и ведущий научный сотрудник НОЦ "Центр публичной истории"
заведующая кафедрой междисциплинарных исторических исследований ПГНИУ
Контакты
E-mail: yank64@yandex.ru
Телефон: (342) 2-396-284
Часы консультаций:
Сайты и соцсети: vk.com/id594022816
Научные интересы
Методология исторических исследований; Институциональная история художественных профессий в России ХХ–ХХI вв.; Визуальные исследования; История советского общества; Советская культура; Культурная, символическая, историческая политика; Публичная историяГрантовые проекты и стажировки
- Руководитель грантового проекта РФФИ «Добровольные общества и низовые историко-культурные инициативы: трансформации позднесоветских социальных институтов и форм активности во второй половине 1980-х - 1990-е годы (региональный аспект)», 2021 - 2023 гг.
- Руководитель проекта «Цифровые расширения научного журнала «Вестник Пермского университета. История», получившего грант Министерства образования и науки Пермского края, 2021 г.
- Участник гранта Правительства РФ, проект № 075-15-2021-611 «Человек и меняющееся пространство Урала и Сибири», 2021 г.
- Исследовательский проект «Социальная история России (1990-е годы)», фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2017 – 2019 (исполнитель).
- Грант Министерства науки и образования Пермского края на поддержку издания научного журнала, 2018 (руководитель)
- Руководитель исследовательского проекта Американского совета научных обществ «История советской повседневности: проект энциклопедии» 2002 - 2003
- Руководитель исследовательского проекта Саратовского Межрегионального института общественных наук «Власть денег против власти советов: материальное благополучие и политическая ностальгия 1920-х и 1990-х гг. В сравнительной ретроспективе 2003–2004
- Исследовательский грант фонда Карнеги «Соцреализм по-американски: визуальная репрезентация власти в американских СМИ 1940-х – 1950-х гг.», 2005
- Руководитель исследовательского проекта РГНФ «Социальная история изобразительного искусства Западного Урала 1980-х – 1990-х гг.», 2009 – 2010
- Руководитель грантового проекта Центра сравнительных политических и исторических исследований ПГНИУ «Междисциплинарные подходы в современном историческом знании», 2014 - 2015
- Грант фонда Потанина на разработку и реализацию магистерской программы «теория и практика прикладных исторических исследований, 2014 -2015
- Стажировки в университете г. Оксфорд (1998, 2003, 2011)
- Стажировка в университете штата Иллинойс в Урбане-Шампейне, США (2004)
Публичная деятельность
- Главный редактор академического журнала «Вестник Пермского университета. История» (http://press.psu.ru/index.php/history)
- Член Ученого совета Государственного архива Пермского края с 2018 г.
- Член экспертного совета грантовых конкурсов и проектов «Пермский край – территория культуры», «Арт-резиденция» Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края
- Член Российского общества интеллектуальной истории, 1999 г. – по настоящее время,
- Член Ученого совета Пермского краевого музея, 1999 г. – по настоящее время.
- Член Попечительского совета Центра гражданского анализа и аудита «ГРАНИ», 2008 г. – по настоящее время.
- Руководство аспирантурой
Избранные публикации
- Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма. Пермь: ПГУ, 2007 (монография)
- Культура российского общества и ее визуальная репрезентация: Курс лекций и ридер (электронный текст) // Электронное издание на 3 CD-R дисках «Учебно-методические комплексы по специальности «Политология»: в 3-х частях». Регистрационное свидетельство № 7139 от 5 декабря 2005 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр»
- Художник в годы позднего сталинизма: повседневная жизнь и (или) идеология // Words, Deeds and Values. The Intelligentsias in Russia and Poland during the Nineteenth and Twentieth Centuries", edited by Fiona Bjorling &Alexander Pereswetoff-Morath, Lund. 2005. (Slavica Lundensia Volume 22). P. 269-286.
- Yankovskaya G.A. The Economic Dimension of Art in the Stalinist Era: Artisits’ Cooperatives in the Grip of Ideology and the Plan// The Slavic Review. Vol. 65. No. 4 (Winter 2006). P. 769 – 791.
- «Предвестие свободы»: опыт социальной интерпретации одной художественной дискуссии конца 1940-х годов // Отечественная история. 2006. № 5. С. 125 – 130.
- «Шел солдат с фронта». Послевоенные реалии и гендерные образы советских иллюстрированных журналов / Победители и побежденные. От войны к миру: СССР, Франция, Великобритания, Германия, США (1941 – 1950).М. РОССПЭН. 2010, с. 284–296.
- Modernism in Kyiv: Jubilant Experimentation // Slavic Review. – 2011. – № 4. – P. 947 – 948.
- Бригадный метод и другие «ноу-хау» изополитики эпохи сталинизма// Визуальная антропология: режимы видимости при социализме/ Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова (библиотека журнала исследований социальной политики). М.: ООО «вариант», ЦСПГИ, Саратов. – 2009. с. 126 – 140.
- Молотовский коктейль для травмированного сообщества // Вестник Пермского университета. Серия "История" . 2012. № 2. С. 152-159
- Патрон-клиентские отношения в практиках управления советским искусством эпохи сталинизма // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2013. – № 2. – С. 26 – 33.
- Наивное искусство в институциональных практиках эпохи «Большого стиля» // Трансформации Великой Утопии. Советское наивное искусство. Каталог выставки «Октябрь всегда был красным. Советское наивное искусство». Пермь.: Музей советского наива. – Пермь. – 2012. – С. 40 – 53.
- Роза Розе рознь: презентация образов женщин в американских рекрутинговых кампаниях периода Второй мировой войны в культурном контексте 1940-х и 2000-х годов // Культ-товары-XXI: ревизия ценностей (масcкультура и её потребители0 / под общ. ред. И.Л.Савкиной, М.А.Черняк, Л.А.Назаровой. – Екатеринбург. – 2012. – С. 65 – 76.
- Янковская Г.А. Негативные последствия советских гидроэнергетических проектов: форматы и практики мемориализации // Сибирский исторический вестник. 2021 № 4 С. 119 - 137
- Янковская Г.А Эфемеры для музея: звуки и запахи, заводы и университеты // Прошлое для музеев. М.:НЛО. 2019. С. 299–319.
- Янковская Г.А. Полураспад. Союз художников СССР на пороге самоликвидации // Неприкосновенный запас. 2019. № 3. С. 111–128.
- Янковская Г.А. Улыбка в стиле милитари: плакаты победы в 1945 и 2015 гг. // Уральский исторический вестник. 2019 № 3. С. 93–98.
- Янковская Г.А. Свой среди чужих, чужой среди своих. Культурный консерватизм Т.С. Элиота // Вестник Пермского университета. История. 2018. № 1. С. 155–163
- Янковская Г.А. Иллюзии и корпоративные интересы арт-сообщества в зеркале съездов российских художников имперской и советской эпох (1894-1957 гг.) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. 2018. № 4. С. 114–127.
- Янковская Г.А. Советское искусство в годы позднего сталинизма и «рядовой зритель» // Magistra vitae: электронный журнал по истории и археологии. 2018. № 1. С. 39–45.
- Yankovskaya Galina. Cooperative Avant-Garde: Rhetoric and Social Values of the New World of Arts in the System of the All-Russian Union of Artists' Cooperatives 'Vsekokhudozhnik' // CONVENTION 2017 «Modernization and Multiple Modernities» conference papers. Рart 1: conference «Modernity Junctures: Avant-garde as a Cultural and Anthropological Project». Ekaterinburg: Ural University Press. 2018. P. 64–72.
- Galina Jankowskaja. Egalitare Ideale und korporative Interessen der bildenden Künstler im Zarenreich und in der Sowjetunion auf den Tagesordnungen der Künstlerkongresse von 1894 bis 1957 / Hochkultur für das Volk. Literatur, Kunst und Musik in der Sowjetunion aus kulturgeschichtlicher Perspektive . Schriften des Historischen Kollegs Herausgegeben von Martin Schulze Wessel Kolloquien 97. Herausgegeben von Igor Narskij Redaktion: Jörn Retterath – München. Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston. 2018. S. 85–102.
- Янковская Г.А. Триумфальное возвращение? Искусство эпохи сталинизма в музейных и городских практиках 2010-х годов // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. №2. С. 51 – 61.
- Янковская Г.А. «Теневая экономика» советского изобразительного искусства в контексте позднего сталинизма // Советское государство и общество в период позднего сталинизма 1945–1953: матер. 7 междунар. науч. конф. Тверь, 4-6 дек. 2014 г. М.: РОССПЭН. 2015. С. 94–403.
- Янковская Г.А. Портрет политической элиты как зрелище власти // Власть. 2015. №12, С. 108–113.
- Yankovskaya Galina. Presentism, Public History and Contemporary Russian Art // KnE Social Sciences / Convention 2019 “Modernization and Multiple Modernities” / 2020 4 (13) Pages 353–360
- Янковская Г.А. Современное искусство // Все в прошлом: теория и практика публичной истории / под ред. А.Завадского, В. Дубиной. М.: Новое издательство, 2021 – 448 с. С. 199 – 213 (Глава в монографии)
- Янковская Г.А Эфемеры для музея: звуки и запахи, заводы и университеты // Прошлое для музеев. М.:НЛО. 2019. С. 299–319
- Янковская Г.А. Полураспад. Союз художников СССР на пороге самоликвидации // Неприкосновенный запас. 2019. № 3. С. 111–128
Дисциплины
- Историческая политика
- Культурная политика и креативные индустрии в истории России
- Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
- Научно-исследовательский семинар по истории