Янковская Галина Александровна

Share Button

Доктор исторических наук, заведующая кафедрой междисциплинарных исторических исследований и директор НОЦ "Центр публичной истори" Пермского государственного национального исследовательского университета

Контакты

E-mail: yank64@yandex.ru
Телефон: (342) 2-396-284
Часы консультаций:
Сайты и соцсети: vk.com/id594022816

Научные интересы

Методология исторических исследований; Институциональная история художественных профессий в России ХХ–ХХI вв.; Визуальные исследования; История советского общества; Советская культура; Культурная, символическая, историческая политика; Публичная история

Грантовые проекты и стажировки

  • Руководитель грантового проекта РФФИ «Добровольные общества и низовые историко-культурные инициативы: трансформации позднесоветских социальных институтов и форм активности во второй половине 1980-х - 1990-е годы (региональный аспект)», 2021 - 2023 гг.
  • Руководитель проекта «Цифровые расширения научного журнала «Вестник Пермского университета. История», получившего грант Министерства образования и науки Пермского края, 2021 г.
  • Участник гранта Правительства РФ, проект № 075-15-2021-611 «Человек и меняющееся пространство Урала и Сибири», 2021 г.
  • Исследовательский проект «Социальная история России (1990-е годы)», фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2017 – 2019 (исполнитель).
  • Грант Министерства науки и образования Пермского края на поддержку издания научного журнала, 2018 (руководитель)
  • Руководитель исследовательского проекта Американского совета научных обществ «История советской повседневности: проект энциклопедии» 2002 - 2003
  • Руководитель исследовательского проекта Саратовского Межрегионального института общественных наук «Власть денег против власти советов: материальное благополучие и политическая ностальгия 1920-х и 1990-х гг. В сравнительной ретроспективе 2003–2004
  • Исследовательский грант фонда Карнеги «Соцреализм по-американски: визуальная репрезентация власти в американских СМИ 1940-х – 1950-х гг.», 2005
  • Руководитель исследовательского проекта РГНФ «Социальная история изобразительного искусства Западного Урала 1980-х – 1990-х гг.», 2009 – 2010
  • Руководитель грантового проекта Центра сравнительных политических и исторических исследований ПГНИУ «Междисциплинарные подходы в современном историческом знании», 2014 - 2015
  • Грант фонда Потанина на разработку и реализацию магистерской программы «теория и практика прикладных исторических исследований, 2014 -2015
  • Стажировки в университете г. Оксфорд (1998, 2003, 2011)
  • Стажировка в университете штата Иллинойс в Урбане-Шампейне, США (2004)

Публичная деятельность

  • Главный редактор академического журнала «Вестник Пермского университета. История» (http://press.psu.ru/index.php/history)
  • Член Ученого совета Государственного архива Пермского края с 2018 г.
  • Член экспертного совета грантовых конкурсов и проектов «Пермский край – территория культуры», «Арт-резиденция» Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края
  • Член Российского общества интеллектуальной истории, 1999 г. – по настоящее время,
  • Член Ученого совета Пермского краевого музея, 1999 г. – по настоящее время.
  • Член Попечительского совета Центра гражданского анализа и аудита «ГРАНИ», 2008 г. – по настоящее время.
  • Руководство аспирантурой

Избранные публикации

  1. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма. Пермь: ПГУ, 2007 (монография)
  2. Культура российского общества и ее визуальная репрезентация: Курс лекций и ридер (электронный текст) // Электронное издание на 3 CD-R дисках «Учебно-методические комплексы по специальности «Политология»: в 3-х частях». Регистрационное свидетельство № 7139 от 5 декабря 2005 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр»
  3. Художник в годы позднего сталинизма: повседневная жизнь и (или) идеология // Words, Deeds and Values. The Intelligentsias in Russia and Poland during the Nineteenth and Twentieth Centuries", edited by Fiona Bjorling &Alexander Pereswetoff-Morath, Lund. 2005. (Slavica Lundensia Volume 22). P. 269-286.
  4. Yankovskaya G.A. The Economic Dimension of Art in the Stalinist Era: Artisits’ Cooperatives in the Grip of Ideology and the Plan// The Slavic Review. Vol. 65. No. 4 (Winter 2006). P. 769 – 791.
  5. «Предвестие свободы»: опыт социальной интерпретации одной художественной дискуссии конца 1940-х годов // Отечественная история. 2006. № 5. С. 125 – 130.
  6. «Шел солдат с фронта». Послевоенные реалии и гендерные образы советских иллюстрированных журналов / Победители и побежденные. От войны к миру: СССР, Франция, Великобритания, Германия, США (1941 – 1950).М. РОССПЭН. 2010, с. 284–296.
  7. Modernism in Kyiv: Jubilant Experimentation // Slavic Review. – 2011. – № 4. – P. 947 – 948.
  8. Бригадный метод и другие «ноу-хау» изополитики эпохи сталинизма// Визуальная антропология: режимы видимости при социализме/ Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова (библиотека журнала исследований социальной политики). М.: ООО «вариант», ЦСПГИ, Саратов. – 2009. с. 126 – 140.
  9. Молотовский коктейль для травмированного сообщества // Вестник Пермского университета. Серия "История" . 2012. № 2. С. 152-159
  10. Патрон-клиентские отношения в практиках управления советским искусством эпохи сталинизма // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2013. – № 2. – С. 26 – 33.
  11. Наивное искусство в институциональных практиках эпохи «Большого стиля» // Трансформации Великой Утопии. Советское наивное искусство. Каталог выставки «Октябрь всегда был красным. Советское наивное искусство». Пермь.: Музей советского наива. – Пермь. – 2012. – С. 40 – 53.
  12. Роза Розе рознь: презентация образов женщин в американских рекрутинговых кампаниях периода Второй мировой войны в культурном контексте 1940-х и 2000-х годов // Культ-товары-XXI: ревизия ценностей (масcкультура и её потребители0 / под общ. ред. И.Л.Савкиной, М.А.Черняк, Л.А.Назаровой. – Екатеринбург. – 2012. – С. 65 – 76.
  13. Янковская Г.А. Негативные последствия советских гидроэнергетических проектов: форматы и практики мемориализации // Сибирский исторический вестник. 2021 № 4 С. 119 - 137
  14. Янковская Г.А Эфемеры для музея: звуки и запахи, заводы и университеты // Прошлое для музеев. М.:НЛО. 2019. С. 299–319.
  15. Янковская Г.А. Полураспад. Союз художников СССР на пороге самоликвидации // Неприкосновенный запас. 2019. № 3. С. 111–128.
  16. Янковская Г.А. Улыбка в стиле милитари: плакаты победы в 1945 и 2015 гг. // Уральский исторический вестник. 2019 № 3. С. 93–98.
  17. Янковская Г.А. Свой среди чужих, чужой среди своих. Культурный консерватизм Т.С. Элиота // Вестник Пермского университета. История. 2018. № 1. С. 155–163
  18. Янковская Г.А. Иллюзии и корпоративные интересы арт-сообщества в зеркале съездов российских художников имперской и советской эпох (1894-1957 гг.) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. 2018. № 4. С. 114–127.
  19. Янковская Г.А. Советское искусство в годы позднего сталинизма и «рядовой зритель» // Magistra vitae: электронный журнал по истории и археологии. 2018. № 1. С. 39–45.
  20. Yankovskaya Galina. Cooperative Avant-Garde: Rhetoric and Social Values of the New World of Arts in the System of the All-Russian Union of Artists' Cooperatives 'Vsekokhudozhnik' // CONVENTION 2017 «Modernization and Multiple Modernities» conference papers. Рart 1: conference «Modernity Junctures: Avant-garde as a Cultural and Anthropological Project». Ekaterinburg: Ural University Press. 2018. P. 64–72.
  21. Galina Jankowskaja. Egalitare Ideale und korporative Interessen der bildenden Künstler im Zarenreich und in der Sowjetunion auf den Tagesordnungen der Künstlerkongresse von 1894 bis 1957 / Hochkultur für das Volk. Literatur, Kunst und Musik in der Sowjetunion aus kulturgeschichtlicher Perspektive . Schriften des Historischen Kollegs Herausgegeben von Martin Schulze Wessel Kolloquien 97. Herausgegeben von Igor Narskij Redaktion: Jörn Retterath – München. Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston. 2018. S. 85–102.
  22. Янковская Г.А. Триумфальное возвращение? Искусство эпохи сталинизма в музейных и городских практиках 2010-х годов // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. №2. С. 51 – 61.
  23. Янковская Г.А. «Теневая экономика» советского изобразительного искусства в контексте позднего сталинизма // Советское государство и общество в период позднего сталинизма 1945–1953: матер. 7 междунар. науч. конф. Тверь, 4-6 дек. 2014 г. М.: РОССПЭН. 2015. С. 94–403.
  24. Янковская Г.А. Портрет политической элиты как зрелище власти // Власть. 2015. №12, С. 108–113.
  25. Yankovskaya Galina. Presentism, Public History and Contemporary Russian Art // KnE Social Sciences / Convention 2019 “Modernization and Multiple Modernities” / 2020 4 (13) Pages 353–360
  26. Янковская Г.А. Современное искусство // Все в прошлом: теория и практика публичной истории / под ред. А.Завадского, В. Дубиной. М.: Новое издательство, 2021 – 448 с. С. 199 – 213 (Глава в монографии)
  27. Янковская Г.А Эфемеры для музея: звуки и запахи, заводы и университеты // Прошлое для музеев. М.:НЛО. 2019. С. 299–319
  28. Янковская Г.А. Полураспад. Союз художников СССР на пороге самоликвидации // Неприкосновенный запас. 2019. № 3. С. 111–128

Дисциплины