“Заклепщица Роза”, или один из самых успешных проектов публичной истории “снизу”

rosie
Share Button

Все знают знаменитый американский плакат “Заклепщица Роза”. Автор плаката, знакомый узкому кругу специалистов художник из Питсбурга Ховард Миллер (J.Howard Miller), создал его в 1942 г. для рекламной кампании, призывавшей американских женщин занять рабочие места ушедших на войну мужчин. Имя «Заклепщицы Розы» в США стало нарицательным, оно олицетворяло собой новое социальное явление – массовое участие американских женщин на конвейерах военных производств. «Заклепщица Роза» Х. Миллера – это «Анка-пулеметчица» из российского городского фольклора о событиях гражданской войны в России.

Отправной точкой этой истории принято считать появление лирической песни «Заклепщица Роза». В ней шла речь о том, что «пока одни девушки сидят в коктейль-барах и потягивают Мартини», другие девушки в любую погоду стоят у конвейерной линии, собирают самолеты, работают внеурочно, охраняя и защищая тем самым своих парней, rosieушедших на фронт. Эти девушки, такие, как героиня песни «Заклепщица Роза», «творят историю, работают на победу» и «могут сделать то, что и мужчина не может». В годы войны в США  работало не менее 13 млн. женщин, из них почти 6 млн.  были заняты на промышленном производстве. На некоторых заводах их доля в составе занятых на производстве работников по найму достигала и 30% и 40%.

После  войны на несколько десятилетий  роль американских женщин в истории Второй мировой войны  оказалась забытой и только в  последние десятилетия благодаря движению “устной истории” события тех лет были реконструированы, биографические истории записаны, размещены в публичном пространстве. Сегодня “Заклепщица Роза” и ее реальные прототипы стали частью культурной памяти американского общества о событиях Второй мировой войны.

Это один из самых успешных проектов публичной истории “снизу”.

Вы прочитали аннотацию к статье Янковской Г.А. “Роза Розе рознь: презентация образов женщин в американских рекрутинговых кампаниях периода Второй мировой войны в культурном контексте 1940-х и 2000-х годов”. Рекомендуем познакомиться с полной версией статьи, которая опубликована в коллективной монографии “Культ-товары-XXI: ревизия ценностей (масcкультура и её потребители) / под общ. ред. И.Л.Савкиной, М.А.Черняк, Л.А.Назаровой. Екатеринбург. 2012.

Также рекомендуем вам прочитать статьи на сайтах “The Pop History Dig” и “American National Biography Online”.