Весенняя школа по Public History «Между исследованием и повествованием»

Безымянный
Share Button

16 и 17 апреля 2016 г. в Шанинке состоялась вторая весенняя школа по Public History «Между исследованием и повествованием«.

Наши магистранты — Косачева Наталья и Базанова Раиса участвовали в программе школы. Интересно, что они очень по-разному оценивают мероприятие.

Мы публикуем «отчет» Натальи, а чуть позже Вы сможете познакомиться и с впечатлениями Раисы.

«Очень интересная и насыщенная двухдневная программа. Постоянно выбивались из расписания, так как хотелось много о чём поговорить, обсудить, задать вопросы. Спасибо организаторам – Кончакову Роману и Кравченко Артемию, — которые понимали это и регулировали процесс. В расписание вошли лекции, тренинги, круглые столы, встреча-обсуждение, воркшоп.erY5G7mIgCA

Всего было около 30 участников. Ребята с разным бэкграундом, но интересующиеся историей: историки, филологи, социологи, юристы, экономисты. У всех свои темы и приоритеты. Среди участников были бакалавры, магистранты, преподаватели, аналитики из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга и других городов. Объединил всех интерес к науке и публичной истории.

Открылась школа лекцией Андрея Зорина «Сколько историй мы можем рассказать? – “Public history” и “private history”». Между человеком и историей существует несколько форм связи: есть профессионалы, занимающиеся историей; увлекающиеся; думающие об истории; живущие в истории. Публичная история – коммуникация между этими людьми. Во время лекции и дискуссии после неё обсуждали, что такое история, кто такие профессионалы и как им выходить в общество, кто говорит об истории, что такое живая история.

e0pVMUQo-8IСледом за лекцией был круглый стол «Новые медиа в поле Public history» с создателями проектов «Арзамас» и «Relikva» Данилом Перушевым, Филиппом Дзядко. Участники школы узнали об истории создания проектов, их аудитории, тематике, выборе временного периода, идеях на будущее. Главное для создателей – увлечь общество наукой.

После обеденного перерыва в продолжение круглого стола состоялась встреча -обсуждение с Ильёй Венявкиным «Проект «Прожито» и современное публичное пространство». На сайте проекта Вы найдете перепечатанные дневники XX века. Количество постоянно пополняется. Данные материалы можно использовать как инструмент для исследователей, так и инструмент для медиа.

Одним из самых интересных и затянувшихся событий первого дня стал тренинг «Школьный учебник в пространстве национальных и идеологических нарративов». Предшествовал ему небольшой рассказ Никиты Ломакина о выставке «Разные войны» про восприятие одного события – II мировой войны — разными обществами.

6HdHeTnwznQУчастникам школы заранее было предложено выбрать интересующие их из представленного списка темы и написать организаторам. Все были поделены в соответствии с предпочтениями на 7 групп. Задание: в течение часа написать по своей теме текст до 1000 знаков, который бы вошёл в воображаемый учебник и нравился всем, в том числе, создателям, вне зависимости от нации и идеологических предпочтений. Потом состоялась публичная защита проектов.

Заключительным мероприятиям в первый день был воркшоп Оксаны Мороз и Екатерины Арье  «Digital storytelling: оцифрованная история». В новых реалиях ученым необходимо перезаключать имеющиеся пакты. Один из них – с обществом. Прошло время закрытости и элитарности, теперь любой может стать автором новостей и событий. Ученый должен становиться спикером. В мире цифровых технологий исследователь может использовать медиа как инструмент для продвижения своих идей.

dk1WH90KOz8Второй день начался с лекции Бориса Степанова «Историческая периодика и популяризация науки в советский и постсоветский период». Участники школы узнали о разнообразных журналах, выходивших в советское и постсоветское время, их историю, эволюцию, а также о профессиональных и непрофессиональных журналах, об их переходе в медиа пространство на современном этапе.

Следующее мероприятие началось с представления желающими своих проектов, которые участники школы хотят реализовать и/или уже начали реализовывать. Затем состоялся тренинг «Исторические медиапроекты». Ребята самостоятельно разделились на пять групп для выполнения задания: накидать 20-40 идей для медиа-проекта, затем выбрать одну, проанализировать рынок и аудиторию, решить, как её можно реализовать, с помощью каких технологий; изучить бюджет и продумать монетизацию (самоокупаемость). Заключительный этап – публичная защита проектов.

Проекты получились очень интересные и проработанные: «spectrum.hist», «Doto go», «вМесте», «Квартирник», «Улица и её житель». Первые два проекта рассказывают о событиях. Три последних связаны с  местом, пространством, его репрезентацией и памятью о нём.

После тренинга и совмещенного с ним обеда состоялась лекция Веры Дубиной «Писать биографии: традиции и вызовы новой культурной истории». Поднимаемые и обсуждаемые в ходе лекции вопросы: биография как жанр, каковы перспективы у биографии сегодня, биография как культурный продукт, индивидуальная история в эпоху катастроф, связь биографии и история повседневности. Одна из острых проблем — это проблема соучастия в истории. В том числе и нежелательной: режим возможен, если общество поддерживает. Вопросов к Вере Сергеевне было много, они продолжились после лекции. Одним из интересных стал вопрос о том, как сделать биографию красивой.a9e1qNMfQcY

Следующее мероприятие в рамках школы – круглый стол «Популярные исторические журналы в современной России» с участием редактора журнала «Дилетант» Виталия Дымарского, заместителя главного редактора журнала «Родина» Семёна Экштута и главного редактора журнала «Историк» Владимира Рудакова. Участникам школы рассказали историю созданий журналов. В ходе обсуждения было рассказано, как происходит выбор тем, отбор статей для печати, отбор авторов, взаимодействие с читателями; про заполняемость портфеля журналов.

Заключительным событием второго дня и всей школы стала лекция Виктории Васильевой «Чья победа? «Популярная культурная память» о Великой Отечественной войне в современной России». Масс-медиа – один из источников конструирования культурной памяти. Важно, чтобы событие было узнаваемо и значимо разделяемое. Образ войны начал формироваться ещё в войну, а в зависимости от эпохи изменялся и конструировался. На примере некоторых фильмов советского периода и современности лектор рассказала о тенденциях в изменении образа войны.

Участники много общались «в кулуарах». Буквально после первого круглого стола начали складывать компании по предпочтениям. В перерывах велись оживленные дискуссии. Обсуждалось все: от только что законченной темы разговора в рамках школы до недавно вышедших книг, статей, переведённых исследований. Ребята обменивались контактами, делились литературой, идеями, опытом, рассказывали про свои проекты, работы. Конечно, было много личных бесед и разговоров про жизнь, но научная составляющая даже в них превалировала.

Весенняя школа стала площадкой для обмена идей, знаний, опыта, проектов«.